• вместе катиться с высокой ледяной горы
• принести с мороза и поставить в воду ветку
• вырезать челюсти из апельсиновых корок
• смотреть на звезды
• заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой
• трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким
• дырявить льдинки под струей воды
• готовить жженый сахар в ложке
• вырезать гирлянды бумажных человечков
• показывать театр теней
• пускать блинчики на воде
• рисовать мультфильм на полях тетради
• устроить жилище в коробке от холодильника
• плести венки
• делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды
• показывать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками
• писать под копирку
• делать брызгалки из бутылок и устраивать сражение
• слушать пение птиц
• пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды
• строить шалаш
• трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик)
• наблюдать восход и закат
• любоваться лунной дорожкой
• смотреть на облака и придумывать, на что они похожи
• делать флюгер и ловушку для ветра
• светить в темноте фонариком
• делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника
• ходить на рыбалку
• оставлять отпечатки тела на снегу
• кормить птиц
• делать секретики
• строить дом из мебели
• сидеть у костра, жарить хлеб на прутике
• запускать воздушного змея
• строить замок из песка, закапываться в песок, рыть глубокий колодец, чтобы достать до воды
• сидеть в темноте, при свечах
• делать чертиков из намыленных волос
• дуть в пустую бутылку
• повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое
• удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки
• прыгнуть в центр лужи
• делать записи молоком
• устроить бурю в стакане воды
• закопать сокровище в тарелке с кашей
• объясняться знаками
• делать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен
• дуть на пушинку
• оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту
• есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки
• выдавливать формочками печенье
• нанизывать ягоды на травинку
• играть в циклопов
• петь хором
• починить любимую игрушку
• пускать мыльные пузыри
• наряжать елку
• свистеть через стручок акации
• мастерить кукольный домик
• залезть на дерево
• играть в привидений
• придумывать маскарадные костюмы и наряжаться
• говорить о мечтах
• стучать в самодельный барабан
• выпустить в небо воздушный шар
• смотреть на мир через цветные стеклышки
• рисовать на запотевшем стекле
• прыгать в кучи осенней листвы
• начать обед с десерта.
• надеть на ребенка свою одежду
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
30 принципов мудрой жизни
1. Отпускайте людей и ситуации.
Не прокручивайте возможные варианты событий. Случилось так, как случилось. Когда сложно отпустить, задавайте два вопроса:
«Будет ли это важно для меня через 5 лет?»,
«Сегодня вечером я вылетаю в Буэнос-Айрес (любое место, которое очень хотите посетить), возьму ли я эту проблему с собой?»
2. В конце каждой недели отвечайте на вопросы:
«Что я изучил на прошлой неделе?»
«Самое большое достижение за неделю?»
«Какой момент на этой неделе был самым незабываемым и почему?»
«Потратил ли я на что-то время в пустую? Если да, то на что?»
3. Следите за внешностью.
Всегда будьте готовы к новым достижениям и неожиданным встречам.
«Здравствуйте! В голове не укладывается… Мечтал о встрече с Вами всю жизнь! Ээээ…Только вы извините, сегодня я не очень хорошо выгляжу… Замотался, знаете ли…»
4. Не нойте и не жалуйтесь на судьбу.
Молча встаньте, идите и делайте всё, что необходимо.
5. Путешествуйте! Два раза в год отправляйтесь туда, где никогда не были. Путешествия помогут обрести себя.
6. Позвольте себе делать ошибки.
Что-то упустили – не упустите урок из этого. Ошибка – отличная возможность для развития.
7. Развивайте индивидуальность.
Вы такие, какие есть. Ни с кем не соревнуетесь, кроме себя.
8. Принимайте решения самостоятельно.
Не готовьте по чужим рецептам.
9. Не навязывайтесь.
Мир огромен – в нём точно есть тот, кто будет счастлив, получая именно Ваши взгляд и улыбку.
10. Медитируйте каждый день.
Учитесь расслабляться и концентрироваться.
11. Улыбайтесь, если что-то вышло не так, как вы планировали.
Помните, не получить желаемое – иногда и есть везение.
12. Учись говорить «НЕТ».
Не бойтесь отказывать!
– Не желаете ли совершить визит вежливости? Нет?
– Нет!
13. Оценивайте каждое произносимое слово на правдивость, полезность и доброту. Говорите по сути, ничего лишнего. НЕТ – сплетням, лжи и жалобам! Лучше молчите, если нечего сказать.
14. Думайте.
Прежде, чем принять решение, оцените его стоимость.
15. Если Вас угораздило сильно разозлиться на кого-то – подождите 24 часа прежде, чем ответить.
16. Будьте независимы и самодостаточны.
Ваше счастье зависит только от Вас, а не от того, как думают и поступают другие люди.
17. Уважайте себя и других.
Человек выбирает сам. Не вмешивайтесь в дела, которые Вас не касаются. Не заглядывайте в чужую жизнь мыслями и словами – не упускайте из вида Свой выбор!
18. Действуйте исключительно внутри собственной сферы влияния.
Не беспокойтесь о том, на что не можете влиять.
19. Бывайте на свежем воздухе каждый день.
Вне зависимости от погоды и настроения.
20. Верьте в мечты и идеи.
Время нелинейно. Они уже осуществились!
21. Развивайте таланты.
Помните, они у Вас есть! Просто откройте глаза.
22. Будьте ответственны за свои слова и поступки.
Ваши слова имеют огромную силу.
23. Будьте верным. Людям, принципам и выбору.
«Быть верным – не врождённое качество. Это решение!»
24. Если есть дело, работа над которым займёт меньше 3-х минут, – его следует выполнить незамедлительно.
Не откладывайте в доооолгий ящик. Туда давно уже ничего не помещается.
25. Следите за здоровьем.
Оно – одно. Впереди у Вас свершения – здоровье понадобится для их реализации. Спорт, йога, медитация помогут. Проверьте!
26. Обретите внутренний покой и гармонию.
Истинная сила человека проявляется не в порывах, а в спокойствии.
27. Примите факт, что прошлое в прошлом.
Оно не существует! Извлекайте опыт, отпустите и идите дальше.
28. Расставляйте приоритеты.
Всему своё место.
29. Побеждайте страхи.
Страх – всего лишь иллюзия.
30. Никогда не сдавайтесь!
Настойчивость и упорство всегда вознаграждаются.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять...
Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;
Но в то же время:
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;
Но в то же время:
Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.
Выбор за нами.
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.
Выбор за нами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как учиться с интересом
Ю.Б.Гиппенрейтер: Почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребенок был успешен? Желание учиться — как его вызвать?
ПЯТЬ ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИЯ
- Первый, самый очевидный результат учения – это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.
- Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
- Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
- Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.
- Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.
Запомним: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему выучился? Научился?). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!
Более того, значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз. Давайте же рассмотрим их в порядке важности.
Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.
☀ Самое важное – взаимоотношения с родителем, учителем, атмосфера учебы.
Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребенок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь, да и то, скорее, наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку.
Итак, здесь итог либо положительный (остались довольны друг другом), либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств).
☀ Второй по важности результат – вывод о себе и своих способностях: «я это смог», либо – «увы, это мне не под силу».
Это значит, что в копилке самоощущения ребенка прибавится уверенность или неуверенность в своих силах. Понятно, что роль взрослого здесь очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым (наш первый пункт), уметь деликатно помочь, а когда надо – оставить ребенка в покое, давая возможность справляться самому.
Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».
☀ Следующий (третий) результат – эмоциональный след от занятий.
Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».
Положительные или отрицательные переживания переносятся на изучаемый предмет.
Самый верный путь в тренировке способности ребенка учиться (четвертый пункт снизу) – оставить его в покое: с самого начала передавайте ему инициативу и заботу о результате! Подсказанное знание, в лучшем случае, механически запомнится, но не прибавит умения себя организовывать и преодолевать сложности материала.
Передавайте ребенку заботу о его собственной учебе.
Наконец, самый очевидный результат – конкретное знание (умение). О нем тоже стоит задуматься. Признаемся, далеко не все проходимое в школе оказывается нужным в жизни, и ученики это начинают понимать, теряя ощущение смысла своих стараний. Правда, многое в школьных предметах дается ради «общего образования» и «умственного развития» – и против этого не поспоришь. Но стоит ли ради этой благородной цели впихивать любое знание, провоцируя нелюбовь к предметам и – что еще хуже – подавляя природную любознательность ребенка?
(Ю.Б.Гиппенрейтер)